этот процесс показан геометрически
На рис. 4. 3 этот процесс показан геометрически в двумерном виде. Сначала находится вектор X – W
с, для этого проводится отрезок из конца W в конец X. Затем этот вектор укорачивается умножением его на скалярную величину a, меньшую единицы, в результате чего получается вектор изменения δ. Окончательно новый весовой вектор W
н является отрезком, направленным из начала координат в конец вектора δ. Отсюда можно видеть, что эффект обучения состоит во вращении весового вектора в направлении входного вектора без существенного изменения его длины.
Рис. 4.3. Вращение весового вектора в процессе обучения (W
н – вектор новых весовых коэффициентов, W
с – вектор старых весовых коэффициентов)
Переменная к является коэффициентом скорости обучения, который вначале обычно равен ~ 0,7 и может постепенно уменьшаться в процессе обучения. Это позволяет делать большие начальные шаги для быстрого грубого обучения и меньшие шаги при подходе к окончательной величине.
Если бы с каждым нейроном Кохонена ассоциировался один входной вектор, то слой Кохонена мог бы быть обучен с помощью одного вычисления на вес. Веса нейрона-победителя приравнивались бы к компонентам обучающего вектора (a = 1). Как правило, обучающее множество включает много сходных между собой входных векторов, и сеть должна быть обучена активировать один и тот же нейрон Кохонена для каждого из них. В этом случае веса .этого нейрона должны получаться усреднением входных векторов, которые должны его активировать. Постепенное уменьшение величины a уменьшает воздействие каждого обучающего шага, так что окончательное значение будет средней величиной от входных векторов, на которых происходит обучение. Таким образом, веса, ассоциированные с нейроном, примут значение вблизи «центра» входных векторов, для которых данный нейрон является «победителем».
Содержание раздела